Характер человека определяется его отношениями к самому себе и окружающему его миру и начинает складываться с рождения ребенка.
На этот процесс влияют многие обстоятельства: среда, воспитание, наследственность, болезни, чувства и отношения других людей к нему. Под воздействием этих факторов ребенок бывает весел, мил, злобен, капризен, боязлив, скучен. Он может быть послушным и вежливым, а может — ленивым и грубым. Он бывает щедрым и охотно делает подарки, бывает скупым и на подарки не раздобрится. Может быть открытым и приветливым, может стать коварным и бесчестным. Все эти и многие другие качества развиваются или по крайней мере проявляются уже в дошкольном возрасте.
На втором году жизни складывается отношение к себе самому. Ребенок уже воспринимает себя не как объект заботы других, а стремится проявить себя как личность. При благоприятных обстоятельствах он обретает в домашней обстановке здоровую уверенность в себе, чувство собственного достоинства, при неблагоприятных — становится либо самовлюбленным и заносчивым, либо запуганным, забитым. В хорошей среде ребенок при всей своей самоуверенности растет скромным и критичным.
Родители с малых лет прививают детям любовь к труду. Это важно для будущей жизни. От ребенка требуют выполнения мелких поручений, готовности помочь в работе взрослым, даже если эта помощь их обременяет и задерживает. Но тот, кто не придает значения воспитательному моменту труда ребенка, потом не дождется от него настоящей помощи да еще затормозит развитие характера малыша.
Ребенку дошкольного возраста мы регулярно даем небольшие поручения: заботу о домашних цветах, мелкие покупки, свою грядку в палисаднике, кормление птиц и т. д. Следим за выполнением их и за хорошую работу вознаграждаем. Но нельзя детей приучать к тому, что без платы работать не стоит. Первым детским трудом является игра, в ней можно ставить малышу задачи, следя за их выполнением: составь башню, построй гараж, поменяй кукле пеленки, попробуй объехать на самокате грядку не покачнувшись и т. д. Отношение к труду укрепляем похвалой за хорошо выполненное поручение — даже тогда, когда видим, скорее, доброе намерение, чем завершенное дело.
Особенно ценим терпеливость и настойчивость, которые проявляет малыш, эти качества ему пригодятся в настоящем труде. Настаиваем, чтобы он завершал любое начатое дело, не терпим небрежности, несобранности (то одним займется, то другим).
Позже очень важно следить за поведением ребенка в коллективных играх. Хорошо воспитанному малышу и в голову не придет обманывать в игре своих товарищей. Но каким-то образом научиться обманывать малыш может — бывает, взрослые шуткой сами подтолкнут его к этому. А дети любят подражать.
Потом искусство обманывать совершенствуется и с успехом используется в житейских делах. Некоторые родители даже гордятся таким ребенком, считая, что его умение обмануть — свидетельство большой сообразительности и духовной зрелости. Нельзя оставаться равнодушным к подобным проявлениям. Обман искажает не только отношения между людьми, но и их отношение к труду. Тот, кто обманывает, не уважает сам себя, расстраивает свои отношения с обществом, нарушает высшие моральные принципы, портит характер.
Поэтому не будем молчать, восхищаться мелкими или более крупными обманами, а дадим ребенку понять, что мы его поведением огорчены. Подчеркнем, что быть нечестным — стыдно. Человек, который обманывает, сам исключает себя из общества. Все хорошие люди презирают его. Присмотримся также к реакции ребенка на неудачу в работе: яростное отбрасывание неподатливых игрушек, обидчивость при соревновании, когда нашему малышу не везет, а другому — удается, наговоры на тех, кто трудится более успешно, отговорки при неудачах и сваливание вины на других, депрессия при поражении.
Ребенок должен научиться относиться к себе критично, правильно оценивать других, при неудаче мужественно продолжать работу, пока она не завершится успехом. Этому способствует именно та доза самоуверенности в хорошем смысле, которая основана на вере в свои силы, а также прилежание, настойчивость, критичность, добросовестный труд. Так постепенно формируются отношения к человеческому обществу, которые могут быть честными или, наоборот, недобросовестными и малодушными. Соответственно характеру человек совершает те или иные поступки, относится к себе, к другим, к труду и, наконец, к обществу. Как родители и воспитатели, мы хотим, чтобы у нашего ребенка был добрый и сильный характер.
Характер формируется под влиянием воспитания
Со сложившимся характером никто не рождается, хотя некоторые черты и склонности (вспыльчивость, пассивность) являются врожденными. Ту или иную черту характера мы часто считаем унаследованной, а на поверку оказывается, что она подсмотрена у родителей, у дедушки или бабушки, т. е. косвенно воспитана. Большинство специалистов склоняется к мнению, что воспитанием можно сгладить некоторые нежелательные унаследованные черты. Однако подход к ребенку должен быть индивидуальным, соответствовать типу нервной системы ребенка.
Педагоги и психологи, наблюдая за развитием детей на протяжении нескольких поколений, анализировали роль различных родительских методов воспитания. В тех семьях, где родители были слишком суровы, дети, даже чувствуя их любовь, росли хоть и послушными, но безынициативными, во всем зависимыми от родителей. Если же родители были снисходительны, дети развивались успешнее, раньше проявляли самостоятельность, инициативу. Но когда при всей снисходительности родители относятся к ребенку без душевной теплоты, у него возникают неврозы, он растет эмоционально обедненным, обозленным, иногда даже способным на антиобщественные и преступные поступки. Сердечность к ребенку себя оправдывает, и лучше предупредительность, нежели крутая строгость, хотя и полная безнаказанность тоже вредна.
Как воспитывать характер?
Так как никто с готовым характером не рождается, то родители помогают сформировать его у ребенка. Основой для этого служит их любовь к малышу, которая развивается в богатые эмоциональные отношения с ребенком. Всеми своими поступками мы показываем ему нашу любовь — только в этой атмосфере он может развиваться правильно. Без эмоциональной глубины отношений развитие ребенка было бы ущербным, он рос бы сухим, бесчувственным, трусливым, неуверенным, а если бы верх взяли отрицательные черты характера, то дошел бы до уголовно наказуемых действий. Следует также помнить, что наша эмоциональность не должна превращаться в сентиментальность, сюсюканье и нежничанье с ребенком.
Развитие совести
Малыш еще в раннем детстве понимает многие запреты и приказания взрослых. У него постепенно формируется сознание правильного поведения и возникает совесть, отношение к себе самому и окружающим. Когда проявляется упрямство (на третьем году жизни), ребенок осознает сам себя, стремится утвердить свою личность, хочет быть самостоятельным.
При правильном воспитании он будет правильно развиваться. Доверие взрослых, возможность поступать самостоятельно пробуждают уважение и обоснованную уверенность в себе, необходимую для работы, для самоутверждения. Это — надежная основа для формирования характера, хорошего отношения к труду, обществу. Ребенок знает, что то или иное он уже умеет или вскоре сумеет, что успешно завершит работу (или игру), что будет делать ее все лучше и лучше.
В воспитании характера важная роль принадлежит авторитету родителей. Ребенок должен уважать их. От отца и матери зависит, чтобы он не утратил хорошего мнения о родителях; свой авторитет мы завоевываем упорным трудом, подчеркивая, что хоть было трудно, но надо во что бы то ни стало достигнуть цели.
При конфликтах следует сохранять спокойствие. В атмосфере раздражения, нервозности, крика работается хуже. Родители должны быть справедливыми, а если случилась несправедливость, то нужно уметь извиниться и исправить ошибку, загладить обиду. Тогда авторитет пе пострадает. Для блага малыша мы постоянно совершенствуем и свой собственный характер, и ребенок должен видеть, как оба его родителя стараются быть лучшими. А это благотворно влияет и на становление его детского характера.
Будем стремиться привить ребенку собственную гордость. Чем может гордиться маленький человек? И чем вообще гордятся люди? Своими честными поступками, добросовестным трудом. И дошкольник может быть горд своей честностью. Он уже может считать ниже своего достоинства лгать, подводить близких, быть нечестным.
Перемена среды в дошкольном возрасте
До сих пор ребенок играл дома один или с братьями-сестрами и матерью — был в очень узком кругу. Теперь он ходит в детский сад, делает зарядку, занимается физкультурой и т. д. Коллектив все увеличивается. Малыш сопоставляет свои силы и умения со способностями других, и многое теперь зависит от того, как к нему отнесутся родители. Если утверждать, что ваш ребенок лучше остальных (и его «тоннель» в песочнице самый лучший, и стихотворение он прочел превосходно, и никто не умеет нарисовать так котенка, как он), то малыш уже начинает видеть только себя, становится заносчивым, эгоистичным. Можно занять и другую позицию, которая тоже будет неправильной,— поставить в пример других детей.
Соревнование — дело хорошее, но оно должно быть справедливым; постоянно порочить игру и труд собственного ребенка, никак его не поощряя,— опасно. Малыш теряет веру в себя, делается завистливым, ревнивым — обстановка ре благоприятствует его нормальному развитию. На формирование детского характера очень большое влияние оказывает эмоциональное богатство семейной жизни. Но постепенно все большую роль начинают играть факторы, определяющие умственное развитие ребенка, его волю и устремления. Начинают проявляться волевые качества.
Воля в детском характере
Говорят, воля — хребет характера.
Стремясь чего-либо достигнуть, мы строим кланы, принимаем решение, преодолеваем препятствия. Эту совокупность действий, усилий — правда, в зачаточном состоянии — мы можем наблюдать и у грудного ребенка: он протягивает ручонку к свету, цветку, игрушке, но его сравнительно легко обмануть, заменив один предмет другим. Только когда ребенок научится играть, т. е. в определенном смысле трудиться, волевые качества получают развитие.
Каждая активная деятельность ребенка помогает формированию воли. Вез воли мы не представляем себе характера. Она — основной его компонент, определяющий, является ли человек целеустремленным или бесцельным, смелым или нерешительным, колеблющимся и потому поддающимся влиянию или твердым, пасует перед препятствиями или мужественно преодолевает их. Воля ведет к инициативности, выносливости, вырабатывает самостоятельность, самоконтроль, веру в себя, дисциплинированность, изобретательность, организованность и многие другие положительные свойства. Воспитание у детей твердой воли во многом зависит от нас, нашего поведения. Однако мы, к сожалению, слишком часто видим, как дети легко перенимают у нас отрицательные черты: нерешительность, несамостоятельность, боязнь трудностей, чужого мнения и т. д.
Разумеется, в системе общего воспитания мы должны помнить и о специальных методах формирования твердой воли. С малых лет начинаем закаливать ребенка.
Грудной ребенок легко привыкает к прохладному душу после купания в теплой воде, и это идет ему на пользу, а «ползунок» уже очень охотно принимает холодный душ, особенно если при этом разрешается повизжать и покричать. Для закаливания ребенка зимой нужно водить его на прогулки, летом — к реке, все повышая требования к его физической выносливости, к выполнению тех или иных мелких поручений и т. д. Учите преодолевать голод, жажду, аппетит на все, что предлагается в витринах магазинов.
Малыш должен уметь владеть своими побуждениями — это помогает формированию сильного характера. Бывают, например, минуты, когда ребенок должен помолчать, быть дисциплинированным перед гостями, не привлекать к себе внимания других и т. д. Укрепляют волю и учебные занятия. Некоторые дети уже в дошкольном возрасте учатся играть на музыкальных инструментах, ходить на лыжах, коньках и т. д. физическая закалка способствует формированию положительных черт характера. На пятом году жизни надо начать учить ребенка самоотречению.
Плохой воспитатель тот, кто убежден, что нынешние дети и молодежь не должны ни в чем себе отказывать. Этим как раз мы и приучили бы их к избалованности, внутренней несобранности, эгоизму, бесцеремонности. Малышей надо учить радоваться, одаряя других, отказываясь от чего-либо, даже весьма дорогого, в пользу человека, которого мы любим и которого хотим обрадовать. Предполагается, что щедрый ребенок, который может спокойно от чего-то отказаться, будет в дальнейшем переносить утраты легче, нежели ребенок эгоистичный. Как родители, помогающие своим детям воспитывать сильный характер, давайте вдумаемся в требования морального кодекса нашего общества.
Воспитание у ребёнка новое отношение к труду
Труд должен приносить пользу всему обществу, а не использоваться в своих корыстных целях. Сформируем действительно человечные отношения между людьми, взаимоуважение в семье и вне ее.
Человек человеку всегда должен быть другом, товарищем, братом.
Воспитаем честность, правдивость, простоту и скромность, чтобы эти черты ребенка проявлялись не только в его личной, но и в общественной жизни. Будем воспитывать у детей непримиримость к несправедливости, корыстолюбию и жадности. В воспитании ребенка нам позже будет помогать школа, которая расширит и углубит его знание морального кодекса. Мы же, родители, будем полны сознания того, что закладываем незаменимые основы характера человека будущего.
Может быть, вам кажется, что этих требований к вам, родителям, слишком много? Не пугаетесь ли вы их и своей ответственности? Может быть, у вас нет никакого опыта в воспитании, а может, даже нет и знаний? Однако, я не сомневаюсь, что, любя своих детей, вы почувствуете необходимость дать им нечто большее, чем материальную обеспеченность. Захотите дать им более долговечные ценности, научить их добрым чувствам и отношениям. Это большая задача. Осознав это, вы не станете считать воспитание чем-то излишним, обременительным или напрасным. И не станете жалеть усилий на поиски новых методов приблизиться к душе ребенка и воспитать его хорошим человеком. Конечно, вы были рады рождению вашего ребенка.
Какой он вырастет, будет зависеть прежде всего от вас. Ведите же его по жизни так, чтобы он принес радость не только вам, но всему обществу.
0 Комментарий