Мир вокруг нас изменяется все стремительней год от года. В этом потоке часто сложно остановиться и сверить курс: туда ли движемся? Меняются приоритеты, взгляды, стремления. Новое время ставит новые вызовы перед теми, кто уже сегодня изменяет наше будущее.
Не секрет, что в российском образовании постоянно происходят реформы. Оно сильно изменилось, но и теперь далеко от совершенства. И хоть со стороны так легко критиковать нашу систему образования, но ведь все познается в сравнении, всему есть свои причины.
Образование в СССР было самым-самым. Лучшим. Фундаментальным. Качественным. И с этим не поспоришь. Система образования в СССР полностью соответствовала своему времени, запросам общества и политическому устрою государства. Структура этой системы имела четкую вертикаль по всем ступеням от детского сада (с 2-х месяцев) до высшей школы (10-11 классы). Заканчивалась эта вертикаль средним профессиональным или высшим учебным заведением и послевузовским образованием.
В СССР школа не только учила писать, считать, читать, давала основы знаний, но и воспитывала. Пионерское, комсомольское движение было неотъемлемой частью советской школы. К тому же, у школьников формировались «правильные» коммунистические принципы.
И так, вспомним самое начало истории становления системы образования. Шел 1903 год. Важным его событием стало принятие судьбоносного решения о всеобщем бесплатном образовании для всех. Ключевое слово – всех. Отныне школа отделялась от церкви («религия – опиум для народа»), а национальные и сословные школы полностью ликвидировались.
В 1918 году пошли еще дальше: все неграмотные от 8 до 50 лет обязательно должны были посещать школу. Обратите внимание, что уже тогда человек мог выбрать: обучаться ему на русском или на родном языке. В это же время был заложен фундамент системы дошкольного воспитания. И уже к 1920 году более 3 миллионов (40%) советских граждан было обучено грамоте. В те годы строго запрещалось преподавание вероучений, девочки и мальчики учились в одном классе, а люди старше девяти лет обучались в течение всего одного года, чего было достаточно для получения основ счета, научить человека читать и писать. Так постепенно была осуществлена ликвидация безграмотности.
Подводя итоги, следует сказать, что образование в СССР было построено таким образом, что ребенок от самых ранних дней жизни и до становления личности пребывал в этой системе, позволяющей точно спланировать своё дальнейшее обучение и выбор профессии.. Самое главное, чего не хватает современной системе образования России, тогда все ступени имели свои единые требования и программы, что способствовало фундаментальному изучению предметов, ведь даже при смене школы ребенок легко продолжал обучение по той же программе. Бесплатно выдавались все школьные учебники, которые использовались во всех смыслах слова «до дыр», а не ежегодно менялись. Учителя СССР давали хорошие базовые знания по своим предметам, которых хватало для поступления в высшее учебное заведение. Но всем ли? Короче говоря, экскурс в прошлое дает много ответов на наши вопросы, но пока не на все.
0 Комментарий