Пожилой мужчина

Самый лучший учитель

-Ох, простите, Ольга Ивановна! – Затараторил Мишка Абрамов, который, выскочив из-за поворота школьного коридора, едва не снёс учительницу истории с ног.

-Абрамов! – Разозлилась Ольга Ивановна, поправляя очки, делающие её схожей с черепахой Тортиллой. – Ты почему носишься по школе, как оголтелый?! Не стыдно тебе?! Ты уже девятиклассник! А ведёшь себя, как первоклашка!

-Спасибо, что напомнили мне мой возраст! – Закивал Мишка, буквально гарцуя на одном месте, как молодой конь, от желания побежать дальше. – Простите, но я очень спешу… У меня… Э… Задание от учителя! Важное поручение! Без меня никак!

Парень круто повернулся на пятках и, словно молния, поспешил в сторону своего класса. Историчка ещё что-то кричала ему вслед, но в ушах старшеклассника звенел уже лишь ветер, так быстро он бежал…

Спустя пару минут, задыхаясь, взъерошенный Абрамов ввалился в аудиторию. Одноклассники тут же притихли, замечая состояние Мишки.

-Ты что, от стаи волков бежал? – Спросил у товарища его лучший друг и сосед по парте – Соколов Димка. – Или, того хуже, от математички?..

Миша замотал головой, и, переведя дыхание, громко выдал:

-Ребята! Я такое узнал! Такое узнал… Вы будете в шоке!

-Что, Абрамов? Услышал, что земля круглая и теперь прибываешь в ужасе от того, что не падаешь с края? – Хихикнула Ольга с первой парты, закидывая ногу на ногу. – А что будет с тобой, если я скажу, что солнце – это звезда?

-Ой, Мальцева… — Отмахнулся Мишка, поморщившись. – Не умеешь шутить, не берись.

Он закрыл за собой дверь и прошёл к учительскому столу, привлекая к себе внимание всех одноклассников. Вид Мишки был таким важным и таинственным, словно он, действительно, узнал тайну мироздания.

-Ну, что ты там узнал? Не томи. Скоро урок начнётся. – Поторопила парня староста класса – Вероника.

Мишка облизнул пересохшие губы и кивнул решительно:

-Значит, так… Я был в кабинете у Гитлера. – Заявил парень.

Возможно, кому-то такое заявление показалось бы странным и послужило поводом для вызова санитаров. Именно в их компетенции было разбираться с Наполеонами, Гитлерами и Сталинами, наряжая их в рубашки с длинными рукавами и отправляя в комнаты с мягкими стенами…

Однако столь нелестным прозвищем школьники просто наделили своего директора. Дело в том, что директор преподавал немецкий язык, носил черные усы, а вдобавок к этому был крайне злым и деспотичным, любящим власть человеком. Если бы в один момент он собрал школьников в актовом зале и приказал им захватить ближайший город, никто бы даже не удивился.

-Ну, тут ты не удивил. – Фыркнул Соколов, выражая общее настроение. – Ты туда как на работу ходишь. Того и гляди, подсидишь директора на его месте…

В словах Димы была горькая правда. Абрамова частенько вызывали на ковер к директору. Ну, что поделать, если парень был хулиганом? Правда, все шалости Миша совершал не со зла. Чаще всего школьник становился жертвой собственного любопытства. Так, если он хотел узнать, что будет, если привести на биологию кота, он это делал. Если Мише было интересно, как работает школьный звонок, он мог его разобрать…

И нет, дело было вовсе не в попытке сорвать контрольную, честное слово!

Ну, а в этот раз, Абрамову было искренне интересно, что будет, если смешать некоторые реактивы на уроке химии. В конце концов, разве в этом не была суть занятия? Только вот вышло так, что из-за опытов Абрамова, сидящего на последней парте, весь класс заволокло дымом…

Огня, к счастью, не было, как и взрыва, но почему-то сработала пожарная сигнализация. В итоге всю школу эвакуировали. Мишку же отправили к директору, получать очередной нагоняй.

Не выгоняли Михаила из школы лишь потому, что он был первоклассным спортсменом, который приносил учебному заведению почётные кубки и грамоты.

-Так вот! – Сурово глянул Абрамов на друга, взглядом приказывая прикусить язык. – Пришёл я, значит, а Гитлер, ну, как обычно… Айн-цвайн-драйн, чики-чики-швайне… Ну, разорался в этот раз ни на шутку. Даже на немецкий переходил! Я решил, что дело пахнет керосином… Он начал угрожать мне отчислением. И тут, когда директор перешёл на сверхзвук, в кабинет вошёл Игорь Львович.

При упоминании имени любимого учителя, дети стали слушать ещё внимательнее.

Игоря Львовича Богданова, по прозвищу Отец, все в школе обожали. Мужчина он был уже в возрасте, в школе он проработал много-много лет, выпустив из-под своего крыла ни одно поколение учеников. Преподавал Богданов русский язык и литературу. Когда-то давно он даже был главным в театральном кружке, но позже новый директор его упразднил. Главное, Богданов был из тех прекрасных учителей, которые были заинтересованы в том, чтобы дети поняли и полюбили его предмет. Он не жалел сил и времени, оставаясь после уроков с учениками, если они не понимали какую-то тему. Мужчина даже о биографиях писателей, которые многим казались скучными, рассказывал такие интересные факты, что потом они с упоением обсуждались между школьниками на перемене. А как вдохновенно он рассказывал о произведениях литературы, которые те написали! Ученики слушали его, раскрыв рты. Порой они даже убеждали преподавателя, что ему самому впору написать книгу. Однако мужчина лишь добродушно посмеивался и отнекивался:

-Нет у меня времени книги писать. – Качал он поседевшей головой. – Мне надо ваши сердца зажигать… Ведь, возможно, среди вас, моих учеников, тоже есть Пушкины, Булгаковы, Достоевские… Кристи и Ахматовы… А значит, я могу приложись руку к вашему будущему, к истории литературы. Оно для меня важнее и ценнее.

Прозвище Отец приклеилось к мужчине очень давно и просто переходило от одного поколения к другому…

Истоков прозвища никто не знал. Однако многие думали, что оно произошло из-за манеры добродушного педагога обращаться к своим ученикам. Он всегда называл их «дети мои», а когда обращался к кому-то конкретному, называл его сыном, либо дочкой…

Да и отношение у него к детям было доброе, как у хорошего, любящего родителя. Он умел прощать, слушать, слышать и понимать школьников. Поэтому все, что касалось Отца, детей всегда волновало и интересовало.

Вот и сейчас девятый «Б», у которого мужчина был классным руководителем, навострил уши. Они знали, что их учитель был в отпуске и не думали, что он так рано вернется в школу.

-В общем… — Миша оперся ладонями на стол учителя. – Пришёл, значит, Отец. Я сначала подумал, что он тоже ругаться будет… Ну, всё-таки я напортачил. Решил, что его из-за меня в школу вызвали, чуть заикаться от стыда не стал! Однако оказалось, что он даже и не знал, что меня вызвали к Гитлеру. В общем, директор кивнул Богданову, велел подождать, пока он со мной закончит… Однако наш Классный не стал в сторонке сидеть. Выслушал, что директор говорил, да вперёд выступил… Он знаете, как осадил директора? Говорит, мол, нельзя наказывать за живость ума и жажду знаний… Поругался даже из-за меня. Сказал, что если бы не подобные мне люди, которые не бояться ставить опыты и экспериментировать, то человечество бы мало чего достигло… Пожурил, конечно, тоже. Сказал, что я подверг опасности одноклассников, что неприемлемо. Однако угрожать мне отчислением он не позволил. Гитлер тогда позеленел от досады, честное слово!

Губы Миши растянулись от уха до уха в широкой улыбке. Одноклассники зашептались, кто-то смеялся:

-Во даёт, Отец. – Одобрил поступок учителя Иванов. – Всегда за нас горой… Повезло же нам с классным руководителем.

-Ага! – Поддакнул Петров. – Не то что у «А» класса… Там Юрьевна недавно на них докладную написала!

Услышав слава однокашников, Абрамов резко помрачнел:

-Я же не договорил! В этом и проблема… — Отчаянно проголосил парень. — В общем, я обрадовался, что меня отпустили. Поспешил прочь. Вышел за дверь, а у меня шнурок развязался на кроссовке. Ну, я присел, чтобы завязать, как нечаянно услышал, что директор говорит нашему Классному…

-Подслушивал, то есть? – Заботливо подсказала Алиска.

Михаил пропустил уточнение мимо ушей:

-В общем, Гитлер заявил, что нашему Класс-руку пора на покой. Он сказал, что тот слишком долго работает, пора бы дать дорогу молодым. При этом он прямо заявил, что готовит место учителя русского языка для того придурка, Борисова!

-Что-о?! – Ахнули ребята.

Борисов был родственником их директора, да не абы каким, а сыночком. Он уже успел познакомиться со школьниками, потому что папа пристроил его на практику в собственную школу. Увы, знакомство никому по душе не пришлось…

Борисов был таким же злым и важным, как его папа. Это был тот случай, когда яблочко совсем недалеко от яблоньки укатилось…

Да ещё и гнилым оказалось! Парень этот упивался своей властью над ребятнёй. Он ставил плохие оценки за малейшие оплошности, любил повышать голос, постоянно проводил контрольные и тестирования. При этом он не давал никаких знаний, а требовал, чтобы дети занимались самообучением дома. В общем, дети едва салюты в воздух не пускали, когда учитель-практикант покинул школу. И тут, вон какие новости! Возвращается! Да ещё и на полную ставку, желая заменить их любимого педагога.

-Да-да! – Закивал Миша понуро. – Как я понял из диалога, директор велел передать своему сыночку бразды правления… Поднатаскать, всему научить, да уйти тихо, без шума. И отпуск этот, совсем не отпуск! Его дали нашему Отцу, с условием последующего увольнения. Понятия не имею, почему он нам не рассказал…

-Кошмар какой! – Ахнула Оля, вгрызаясь зубами в шоколадный батончик.

От волнения девочка забыла, что она следит за фигурой. С набитым ртом, она пробормотала:

-И фто тепель делать?! Мы что-то можем?

Миша удручённо пожал плечами:

-Понятия не имею… Может, какие-то подписи собрать или петицию замутить? Да только вряд ли нас послушают… Судя по разговору, дело решенное. Ведь, надо взглянуть правде в лицо, Отец уже в возрасте… Он же моего брата старшего учил!

-И мою сестру! – Подала голос Звягинцева Надя.

-И даже мою тётю. – Сказал Денис.

Дети поникли. Класс накрыла тишина. Только Ольга шелестела оберткой от шоколадки и методично жевала. На глазах у нее выступили слезы.

-А знаете, фто?.. – Выдала девочка. – Я думаю о том, чтобы стать адвокатом! Вот так!

-Это сейчас к чему сказано? – Насупился Васечкин, почесав светлый затылок.

-А к тому! – Надула губы Оля. – Я вообще ничем не интересовалась никогда, пока не появился Игорь Львович! Вы помните, что я даже боялась свое мнение лишний раз высказать или поднять руку, чтобы в туалет отпроситься? Потому что у нас была злобная учительница, которая велела терпеть до перемены и утверждала, что в мире существует только одно правильное мнение – её… Так вот, а Игорь Львович, во время первых занятий, начал устраивать нам литературные дебаты.

-Точно! – Заулыбался Мишка. – Весело было! Особенно, когда вы, девчонки, с пеной у рта, доказывали, что Евгений Онегин – настоящий негодяй, который ужасно поступил с Ленским и Татьяной… А мы пытались его оправдать. И с треском провалились на этом «Часе суда».

Оля кивнула с улыбкой:

-Вот-вот! Именно в этих дебатах, когда он поставил меня в качестве стороны защиты, я впервые начала говорить искренне… Не боясь высказывать мнение. Он же просил лишь его аргументировать, считая любое мнение верным… Я тогда так раззадорилась, что сердце из груди выскакивало! И мне так понравилось, что я ждала новых уроков… Готовилась, собирала информацию и даже законы читала. Тогда я решила, что могла бы стать адвокатом.

После своего признания Оля густо покраснела и спрятала взгляд за ресницами. Одноклассники, тронутые такой искренностью, поддержали подругу.

-Классная идея!

-У тебя получится!

Наперебой загалдели друзья девочки.

-Я бы обратился к тебе за услугами! – Добавил Абрамов.

Оля испуганно отшатнулась и перекрестилась:

-Чур меня, Мишка! Ты, с твоими причудами, так встрянешь, что тебя ни один адвокат не отмажет!

Миша обиженно нахохлился, а остальные захохотали. Затем ребята стали наперебой вспоминать о том, чего хорошего сделал для них учитель. В головы школьников приходили и мелочи, и серьезные поступки Игоря Львовича.

-Помните, как мы в поход ходили, и он истории у костра рассказывал страшные? – Спрашивала Алла.

-А как он вступился за нас перед директором? Впрочем, он часто вступался… — Сказал Саня.

-А помните, как мы проиграли «А» классу соревнования спортивные? – Крикнул лопоухий Вадька. — Жутко тогда все расстроились. Тогда «Ашки» пошли в столовую, потому что победителям полагался пирог в подарок… А мы пошли в класс, поникшие… А у нас тут парты сдвинуты и ломятся от угощений. Конфет всяких, печений, лимонада… И тогда Отец сказал, что главное – это не победа, а участие и то, что мы стали настоящей командой. Он сказал, что очень гордится нами, а трудности лишь закаляют на пути к успеху. Я же только потом понял, что он из своего кармана деньги взял на это застолье. Мировой мужик…

-Он денег вообще не жалеет никогда, хотя что там, учительская зарплата? Три копейки… – Вздохнула Жанна и покраснела. – Я не рассказывала никому, но у моей мамы как-то были большие проблемы с деньгами. Она же меня одна тянет всё время… Поэтому я не могла ездить на школьные мероприятия… И вот, когда вы в цирк собирались, я сказала учителю, что не поеду. Сказала, что у меня дела, и я вообще не люблю цирк. А у самой глаза на мокром месте были. Тогда учитель всё понял и за мой билет заплатил.

-А я мечтаю тоже стать учителем… — Призналась Олеся.

-А я поступлю на филологический. – Заявила Катя. – Потому что Отец хвалил мои сочинения.

Наверное, дети бы ещё долго делились мыслями и планами, если бы дверь не распахнулась. На пороге возникла учительница географии:

-Класс! Простите за опоздание! – Она удивленно посмотрела на Мишу. – Абрамов, ты решил занять моё место и вести урок?

-О, нет, Маргарита Петровна, вы незаменимы! – Не удержался от сарказма мальчик, отходят от стола преподавателя.

-Сегодняшняя тема: Рекреационное хозяйство России. – Заявила географичка, раскладывая тетради на столе.

Не смотря на то, что Маргарита Петровна очень старалась вести урок, но все было тщетно. Мысли детей были заняты совсем другим преподавателем…

Когда прозвенел последний звонок, девятый «Б» не успел собрать вещи в рюкзаки и покинуть кабинет. Они увидели, что пришёл Игорь Львович. Дети побросали вещи и бросились к старому преподавателю. Они не стали делать вид, что ничего не знают, а сразу закидали его вопросами:

-Игорь Львович! Как так?! – Возмущались они.

-Вы не можете нас оставить!

-Мы будем жаловаться!

-Хотите, мы напишем в министерство образования?!

-Нет! Мы президенту на горячую линию позвоним!

Мужчина растерялся на миг, а затем тепло улыбнулся и обвел любящим взглядом свой класс:

-Не надо, дети мои… Нечего себе жизнь портить. Случилось так, как случилось, ничего не исправить. – Сказал он спокойно и смиренно. – Да и мне пора бы на пенсию… Жалею лишь о том, что вас до конца школьного пути не довёл.

Затем он посмотрел в лицо Мишки и улыбнулся. Улыбка вышла лукавой, мальчишеской, она сбросила учителю пару десятков лет:

-Мне вот интересно, откуда вы все новости узнали раньше, чем я решился вам о них рассказать…

Миша посмотрел в потолок, делая вид, что он тут не причём. Одноклассники захихикали.

-Когда вы покидаете школу? – Спросил Миша.

-В конце месяца. – Сказал мужчина и пообещал: – Так что этот год я проведу с вами до последнего звонка. А вы, молодые люди, не забивайте себе голову моим увольнением. Лучше думайте об учёбе, мне это будет приятнее…

И вот, день сменялся днём…

Близилась дата прощания. Игорь Львович уже потихоньку, не особо спеша, вывез из школы свои вещи…

Некоторые личные книги, подаренный ему кактус, фото с учениками, а также любимую кружку, из которой он последние годы пил чай в учительской. Её, вместе с набором чая, подарили ему ученики. На ней была смешная надпись, которую они придумали сами…

Слова «Крестный отец», где «крёстный» было зачёркнуто, а сверху исправлено: «Классный». Мужчина давно звал, что его называют Отцом, Классным Отцом и Классным Папой…

И он в тайне этим очень гордился.

И вот, отзвенел последний звонок.

На следующий день Игорь Львович сидел в пустом классе, на месте учителя. Он понимал, что он уже не вернется в эту аудиторию…

Портреты писателей и поэтов смотрели на него со стен, словно бы молча выражая свое сочувствие. Игорь Львович, встретившись взглядом с Гоголем, подмигнул ему:

-Ничего, Николай Васильевич, где наша не пропадала? – Задорно спросил он. – Зато на рыбалочку и на дачу ездить чаще буду.

Затем мужчина вздохнул и снова посмотрел на дверь. Никто так и не пришёл. Дверь никто не открывал…

А ведь он сказал ребятам, что именно сегодня уйдёт со школы, а после лета уже не вернётся…

Преподавателю стало немного обидно и грустно. Ведь никто из детей так и не сказал ему слов прощания.

-Ну, чего ты хотел, старик? – Проговорил негромко и тоскливо мужчина, покачав головой. – Они же вчера праздновали, мои дети… Веселились. Кто ради тебя с утра в школу побежит?

Несмотря на свои слова, мужчина ещё немного посидел…

Он смотрел в окно, на школьный стадион. Сейчас и он был пустым. Затем Игорь Львович встал и в последний раз вышел из любимой аудитории. Когда мужчина спустился и вышел из здания школы, взгляд его был устремлен в пол. Плечи ссутулились. Как он не храбрился, на душе было тяжко… И тут…

-САМОМУ ЛУЧШЕМУ В МИРЕ УЧИТЕЛЮ… ГИП-ГИП-УРА! – Раздался громкий и задорной голос сбоку от учителя.

Богданов так опешил, что даже дёрнулся, испуганно вскинув голову в сторону крикуна.

Глашатаем оказался Мишка Абрамов. Он широко улыбался своему преподавателю. И вот, едва Игорь Львович открыл рот, чтобы ответить мальчику, как его крик подхватило множество голосов:

-Ур-р-ра!

-Ура!

-Ура, Отец, ура!

Кричали отовсюду, заставляя учителя литературы озираться, растерянно и пораженно. Игорь Львович часто заморгал, не веря своим глазам. В школьном дворе его ждали ученики…

И нет, не только девятый «Б», который, кстати. пришел полным составом…

Даже Артём Воробьев, который недавно умудрился сломать ногу, и тот приковылял на костылях!

Мужчина с изумлением понял, что видит в толпе и взрослых людей, которые для него так и остались детьми…

Все они были когда-то его учениками! Вон, Сашка Мартынов! Бывший хулиган…

Стал пожарным.

Вон Дианочка, отличница, теперь она воспитательница в детском саду…

Виктория, Мария, Митя, Лёнька…

Игорь Львович помнил каждого из них, и всех узнавал! Многие из бывших учеников пришли с семьями, с женами, мужьями, детьми…

Они подходили к учителю, обнимали его, искренне благодарили за все, что он для них сделал. Выскочил и директор, принялся орать, что вызовет полицию. Однако в ответ услышал лишь смех.

А потом девятый «Б» класс повёл Игоря Львовича в кафе. Там уже были накрыты столы. А Вадим вернул учителю его слова, сказанные классу после соревнований:

-Трудности лишь закаляют на пути к успеху… И, главное, что мы стали командой, верно?

Пожилой учитель в этот момент боялся лишь того, что старое сердце не выдержит наплыва нежности и любви к ученикам:

-Дети мои… Как же так вышло? Как и когда вы все это устроили? – Учитель просто не мог сдержать слез, глядя на улыбающиеся лица школьников.

-Мы решили не отмечать выпускной в девятом классе. – Объяснили ребята. – На вырученные деньги сняли ресторан.

-Да я даже не про это… — Помотал головой учитель, стирая слезы со щек. – Где вы нашли столько людей? Как я счастлив был всех увидеть…

-Дело в том, что я рассказал о вашем увольнении брату. – Объяснил Миша. – Кто-то рассказала другим родным… Вы ведь многих учили. Оказалось, что каждый из них вас помнит. Мне брат вообще сказал, что благодаря вам женился на однокласснице. Потому что вы их рядом посадили.

Учитель расхохотался, с нежностью вспоминая Абрамова Дениса и Светочку Любятову, которые сидели за второй партой.

-В общем, многие решили, что хотят быть с вами рядом, когда вы покинете школу. Тогда мы и кинули клич в интернете, создали страницу для встречи бывших выпускников… Многие откликнулись.

Игорь Львович покачал головой, всё ещё не веря в происходящее:

-Спасибо вам, родные… Большое спасибо.

Девочки начали всхлипывать.

-Ну, нет уж! – Заявил Мишка, окинув всех взглядом. – Мы не реветь пришли, а веселиться!

И они, действительно, отлично провели время…

А учитель, с добрым прозвищем Отец, смотрел на детей и думал, что все-таки не зря он посветил свою жизнь школе… Нет, он точно все сделал правильно. Раз у него были такие дети…

***

Не смотря на то, что дети устроили своему учителю прощание, история их на этой ноте не закончилась…

Ученики «Б» класса ещё долго ходили в гости к преподавателю. Он встречал их радушно, помогая словом, советом, а также делом…

Именно Игорь Львович помогал ребятам готовиться к выпускным экзаменам. И они справились, не смотря на старения нового учителя, сыночка директора, всех завалить…

Каждый из учеников «Б» класса смог найти свой путь и стать хорошим человеком…

И их учитель, настоящий учитель, мог ими гордится. И Игорь Львович был горд. А ещё, будучи на пенсии, он всё-таки нашел время и написал свою книгу. Книгу о годах, которые он провёл в школе. И посветил он её своим любимым ученикам.

Буду очень благодарна, если Вы нажмёте на сердечко и поделитесь постом в соцсетях! Ваша поддержка поможет мне продолжать писать для Вас. Спасибо!

Предыдущий пост

0 Комментарий

Напишите комментарий

Дедушка
Одинокий старик

Погруженная в свои мысли, Василиса неторопливо шагала домой. Вдруг, её взгляд зацепился за одинокую фигуру старика, сидевшего за столиком в...

Погруженная в свои мысли, Василиса неторопливо шагала домой. Вдруг, её...

Читать

Вы сейчас не в сети