Зачастую человек, торопясь, не вникает в слова собеседника. Результатом этому становится недопонимание и плохая ориентация в происходящем. Чтобы избежать этого, нужно освоить навык эффективного слушания. Как же научиться слушать людей?
Быть хорошим слушателем значит:
1. Слышать звуковую информацию.
2. Понимать язык телодвижений.
3. Различать вербальные и невербальные знаки.
Например, если человек говорит «Я счастлив», но произносит это сквозь зубы, уныло или чуть ли не плача, то на очевидно то, что вербальные и невербальные сообщения не совпадают, и человек, вероятно, лжет.
Эффективное слушание задействует и слух, и зрение. Какие правила надо соблюдать, чтобы научиться слушать?
Не перебивать.
Не нужно влезать в речь говорящего, перебивать его, пытаться закончить его фразы. Только после того, как он договорит, можно спросить о том, что было непонятно во избежание недопонимания.
Установка на слушание.
Нас постоянно посещает огромное количество мыслей, как: будет ли дождь, что приготовить на ужин, что нужно купить в магазине и т. д. Необходимо постараться расслабиться, не думать о посторонних вещах и настроиться на слушание.
Знаки собеседнику.
Говорящему важно понимать, что его слушают. Поэтому во время беседы следует кивать ему, жестами дать понять, чтобы он продолжал речь, сохранять зрительный контакт, но не смотреть в упор. Это поможет собеседнику чувствовать себя свободнее.
Отвлекающие факторы.
Иногда, слушая, легко переключиться на другие действия: начать рисовать что — то в блокноте или тетради или смотреть в окно, взять в руки телефон т. д. Лучше избегать этого, потому что такое поведение не только мешает слушать, но и показывает говорящему, что его не слушают.
Сочувствие.
Следует понять позицию собеседника, войти в его положение. Нужно отказаться от предвзятого мнения и сформировать свой взгляд на проблему.
Если взгляды оказались противоположными с взглядами говорящего, то нужно придумать аргумент за свою идею, оставаясь открытым для других мнений и убеждений. Такое поведение покажет активное участие в дискуссии.
Терпение.
Если спикер делает долгие паузы, то это не значит, что он закончил говорить. Порой нужно несколько секунд, чтобы собраться с мыслями или придумать, как их правильно выразить. Следует набраться терпения и дождаться, когда собеседник продолжит.
Сохранение беспристрастности.
Многие не раз замечали чувство раздражения, вызванное манерой собеседника вести речь. Во время разговора одни ходят кругами, слишком активно жестикулируют, нервничают или стесняются, другие имеют слишком высокий голос, акцент или специфичный говор.
В такой ситуации важно не обращать на такие детали внимания и сконцентрировать внимание на сути разговора.
Невербальные сообщения и тон.
Хорошие ораторы нередко привлекают внимание к сказанному через смену громкости голоса или его тона. Хороший же слушатель замечает это и отмечает для себя важные моменты из речи спикера.
Что же касается невербальных инструментов общения, то к ним относятся жесты, мимика лица, взгляд. Если следить за ними в процессе слушания, то это может принести дополнительную информацию о сказанном или о говорящем человеке.
0 Комментарий